Имя Амансио Ортега, в принципе, мало что говорит отечественному потребителю. А бренд Zara? Несомненно, больше. И именно Ортега является президентом компании Industria de Diseno Textil Sociedad Anonima, которой принадлежит бренд Zara. Компания охватывает 77 стран, и ей принадлежит около пяти тысяч магазинов по всему миру.
Правда, отечественный рынок дает не совсем точную характеристику бренда Zara. Для нас эти модели все равно остаются европейским брендом с соответствующей ценой, а между тем Ортега сумел добиться успеха именно благодаря ориентации на средний класс, сделав свою одежду достаточно доступной при неизменном следовании моде и быстрой обновляемости. Он сумел буквально перевернуть всю систему ценообразования, стерев границу между дорогой и дешевой одеждой: таких цен ни до него, ни после не смогла предложить ни одна компания.
Итак, парнишка из бедной семьи сейчас считается самым богатым испанцем (в Европе он на втором месте), преуспевающим модельером, а также человеком-загадкой и некоронованным королем дизайна. Кстати, Амансио с самого начала его восхождения на дизайнерский Олимп окружает некая завеса тайны. И дело тут не только в его стратегии, которую до конца никто не смог разгадать, но и в личной жизни.
Биография
Родина дизайнера – маленький испанский городок Леоне. Семью Ортеги нельзя было назвать даже средним классом, вырос он в бедности (отец – рабочий железной дороги, мать – служанка) и даже не закончил среднюю школу, отправившись работать в качестве посыльного у популярного портного.
Когда Амансио исполнилось 14, семья переехала в Ла-Коруньи, где мальчик и начал знакомиться с миром дизайна. Еще подростком он устроился работать подмастерьем итальянского модельера и постепенно от гофрирования тканей и драпировки перешел к шитью и кройке. Быть может, Ортега так и остался бы портным (пусть и невероятно талантливым), если бы не еще одного его увлечение – он занялся изучением схемы ценообразования.
Отсутствие должного образования ему не помешало, так уж вышло, что его мозг работал в особом режиме и позволял увидеть то, чего не видели другие. Когда в 60-е годы он получил должность менеджера в одном из городских магазинов, то сделал интересное наблюдение – покупать дорогую одежду могут позволить себе немногие, а только весьма обеспеченные люди, а, значит, этот рынок достаточно узок. Тогда он провел эксперимент, закупая в Барселоне дешевые ткани, и с помощью лекал, которые сам изготовил, делал одежду ничем не хуже магазинной, но в разы дешевле. Благодаря популярности его моделей, Ортеге удалось скопить стартовый капитал, который он не преминул вложить в собственное дело.
Мода должна быть демократичной
В 27 лет Ортега с женой открыли трикотажную фабрику Confecciones Goa, которая занималась производством купальных халатов, ночных рубашек, женского белья. Дело развивалось, но не особо стремительно. Тогда, опять же ради эксперимента, Ортега попробовал скопировать модель нижнего белья, представленного в невероятно дорогом и модном журнале. Так появилась философия будущего бренда Zara, заключающаяся в копировании дорогих вещей.
Первый магазин, который открыл Ортега, назывался Zara – легкое и запоминающееся название, от которого веет Францией. Бренд взял курс на продажу качественной и модной одежды, но по доступным ценам. Ортега поставил своей целью сделать рынок модной одежды демократичным. Отныне мода должна была перестать считаться привилегией высшего класса.
Через десять лет появилась компания Inditex Group, включившая предприятия, которые обеспечивали Zara. Магазины начали открываться по всей Европе, проникли в Америку. Мода пыталась сопротивляться, бренды-законодатели моды рассчитывали на то, что долго эта акция не продлится, но все продажи Zara неизменно вызывали невиданный ажиотаж, а коллекции сменялись так быстро, что за Ортегой было просто не угнаться. Это была настоящая фаст-мода.
Долгое время компания была закрытым предприятиям, а весь процесс производства и продаж контролировал сам Ортега, наконец, в 2001 году он решил продать четверть акций холдинга Inditex. Так, в течение нескольких минут он стал одним из самых богатый людей в Испании.
При этом Ортега всегда старается держаться независимо и в какой-то степени уединенно. Кризис 2008 года никак не затронул продажи его компании (они выросли на 14%), он запросто игнорирует различные собрания крупнейших промышленников, приглашения от королевской семьи и прочие события.
В 2011 году Ортега ушел на пенсию, но вряд ли совсем отошел от дел. Слишком дорого для него это детище, достигнувшее того, что практически каждые 36 часов в мире открывается новый магазин от компании Inditex.